Как правильно составить протокол об административном правонарушении

Содержание

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении?

Как правильно составить протокол об административном правонарушении

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция.

Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом.

О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место оформления документа и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола.

Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались.

В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней.

Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации.

При этом оговорено, что время составления протокола об административном правонарушении может продлиться на срок до полугода.

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу – дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе.

При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон.

Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица.

При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение.

Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения.

Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов.

Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью.

Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи.

Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов.

Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные.

Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами.

Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении.

Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением.

В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.

Источник: https://FB.ru/article/354791/kak-pravilno-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii

Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством

Как правильно составить протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления в соответствии со ст. 28.4 КоАП. Во-вторых, ч. 1 ст. 28.

6 КоАП предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола, а ч. 1.

1 КоАП — случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 28.2 КоАП содержит перечень обязательных к указанию в протоколе об административном правонарушении данных.

Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потер-певших, если имеются свидетели и потерпевшие.

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи.

В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Место, время совершения и событие административного правонарушения также подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения.

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для правильной квалификации правонарушения.

В протоколе указывается статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Объяснение физического лица или законного представителяюридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, фиксируются протоколом, поскольку наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Исходя из объяснений нарушителя, можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном и рано нарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении протоколу об административном правонарушении принадлежит главенствующая роль, то при рассмотрении дела арбитражным судьей протокол выступает одним из доказательств, которое может быть признано недопустимым (правила установления недостатков протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола см. в Постановлении Пленума PC РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.

2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.

8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

https://www.youtube.com/watch?v=oO3–txks0c\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которым был составлен протокол.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Просмотры сегодня: 3 654

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-trebovaniya-k-oformleniyu-osnovaniya-dlya-priznaniya-ego-nedopustimym-dokazatelstvom.html

Составление протокола административного правонарушения: основания и порядок

Как правильно составить протокол об административном правонарушении

При  совершении правонарушений, подпадающих под действия КоАП, провинившимся гражданам грозит привлечение к административной ответственности. К документам, фиксирующим характер допущенного нарушения, по закону относится протокол. Когда оформляется административный протокол и порядок его составления, расскажем далее.

В каких случаях составляется протокол

Согласно положениям статьи 28.2 КоАП протокол относится к процессуальным документам, отражающим характеристики совершенного автовладельцами (иными лицами) нарушения и сведения о самом нарушителе. Следовательно, основанием для его оформления служит совершение какого-либо нарушения административного характера.

Из этого общего правила предусматриваются определенные исключения. Кодексом допускаются случаи назначения наказаний без составления протокола (ст. 28.6). К их числу относятся:

  • возбуждение дела об административном правонарушении прокурором;
  • назначение инспектором на месте наказания в виде предупреждения или штрафа, если нарушитель не оспаривает данный факт;
  • при обнаружении нарушения в сфере дорожного движения, благоустройства территории с помощью камер и иных специальных автоматических устройств.

Во всех остальных случаях составление этого документа является обязательным. Инспектор ГИБДД должен оформить его в соответствии со всеми требованиями Кодекса, а нарушитель вправе знакомиться с его содержание и вносить свои замечания.

Порядок и правила составления административных протоколов

Этот процессуальный документ должен составляться незамедлительно при выявлении инспектором нарушения. Место составления протокола при этом признается местом обнаружения нарушения.

В некоторых случаях допускается более поздние сроки оформления документа. Если требуется выяснить еще какие-либо сведения о лицах, в отношении которых возбуждено дело, его составление откладывается на пару дней.

При необходимости проведения расследования, протокол делается после его окончания.

Оформлять административные протоколы вправе определенный круг должностных лиц, перечисленных в главе 23 Кодекса. В их число входят и органы полиции в том числе, дорожной.

Протокол административного правонарушения должен содержать следующие сведения:

  • дата документа, а также место его составления;
  • ФИО, а также должность сотрудника полиции (иного лица), оформившего бумаги;
  • ФИО, адрес, личные данные гражданина, совершившего нарушение;
  • наименование организации, данные ее сотрудника, совершившего нарушение, руководителя;
  • о свидетелях, а также потерпевших (при наличии);
  • о самом правонарушении, его месте, времени и характере;
  • статья кодекса, по которой привлекается нарушитель;
  • объяснения нарушителя, представителя юридического лица.

Во время оформления этого документа гражданам-нарушителям или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права. Отметка об исполнении этого требования делается в самом заполняемом инспектором документе. Несоблюдение этого правила будет считаться нарушением.

https://www.youtube.com/watch?v=8Yv3mCiOwUY\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

Нарушитель вправе ознакомиться с составленным инспектором документом. Рекомендуется внимательно изучать все записи, поскольку найденные нарушения могут впоследствии повлиять на возможность оспаривания протокола. При наличии возражений гражданин может отказаться от его подписи или отразить в нем свои доводы.

Копия протокола должна быть вручена нарушителям или их представителям, а также пострадавшим от совершенного деяния лицам. Если протокол составляется позже или указанные лица не присутствовали при его оформлении, он направляется им в трехдневный срок по почте.

Как выглядит и оформляется

Поскольку административные протоколы составляют разными органами и лицами, то единой для всех формы нет.

Работники ГИБДД делают запись о нарушениях и нарушителях по определенным правилам на утвержденном бланке. Его рекомендованный образец содержится в приложении к Административному регламенту для ГИБДД (утв. Приказом МВД от 23.08.17).

В документе должны быть разборчиво заполнены все графы. При его заполнении желательно избегать исправлений и зачеркиваний. Если они все-таки есть, то должны заверяться подписью оформляющего лица.

После внесения всех данных, документ подписывается составившим его лицом, самим нарушителем, а также понятыми (при их присутствии).

В некоторых случаях протокол ДПС должен оформляться при участии понятых. К примеру, если осуществляется задержание, досмотр вещей, машины нарушителя, производится их изъятие. При этом, когда во время оформления бумаг ведется видеозапись, то искать понятых необязательно.

Понятыми могут выступать любые лица, достигшие совершеннолетнего возраста и не имеющие заинтересованности в деле. Требуется присутствие в этом качестве не менее двух человек. В документы вносятся все данные о привлеченных понятых.

Может ли водитель оспаривать протокол

Далеко не все автолюбители согласны с предъявляемыми инспекторами требованиями.

Многие считают, что незаконно признаются нарушителями, поэтому желают оспорить их действия, а также составленные инспектором документы. Но даже тем, кто не любит спорить, стоит внимательно читать оформляемые инспекторами бумаги.

У многих возникает резонный вопрос, как обжаловать протокол ГИБДД. По законодательству, процедуры обжалования именно протокола не предусмотрено.

Автовладельцы могут лишь делать свои замечания, отказываться от подписания. А оспаривать фактически можно либо действия сотрудников ГИБДД, либо уже постановление, которым производится оформление административного правонарушения.

Что можно предпринять на месте

Сразу на месте после заполнения бланка физическому лицу или законному представителю юр. лица должны дать возможноть ознакомиться с документом. Они вправе вносить в специальный раздел свои пояснения и возражения. Если их много, то допускается записывать текст на отдельном листе, а потом прикладывать к протоколу.

При несогласии с версией происшествия, указанной инспектором, водитель вправе не подписывать документы. Кроме того, он может делать свои записи, вести видеосъемку, искать очевидцев. Все это впоследствии поможет ему обжаловать вынесенное по административному делу постановление.

После его оформления в суде

Обжалование протокола ГИБДД, как отдельного документа, законодательством сегодня не предусматривается. Нарушитель может оспаривать сам факт привлечения его к ответственности.

При этом он вправе оспаривать и сведения, записанные в этом документе. Это допускается и тогда, когда он был подписан без каких-либо замечаний. Автовладелец может предоставлять доказательства, доказывающие его правоту. Это могут быть письменные бумаги, показания свидетелей, видеозаписи.

Если возбуждено дело об административном правонарушении, а водитель с ним не согласен, он вправе пожаловаться в суд.

Предметом его жалобы могут служить неправильно составленные документы, отсутствие факта нарушения, иные доводы, указывающие на незаконность возбужденного дела. Главное, чтобы все эти доводы были подтверждены соответствующими доказательствами.

Заключение

В определенных законом случаях при обнаружении нарушения на дороге инспектор должен зафиксировать этот факт в протоколе.

Документ должен отражать сведения о самом происшествии, нарушителе, инспекторе и правонарушении. Он не подлежит самостоятельному оспариванию, поэтому читать его автолюбителям стоит очень внимательно. Они вправе делать свои замечания, отказаться от подписи.

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/shtrafy/poryadok-sostavleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Как составляется протокол об административном правонарушении

Как правильно составить протокол об административном правонарушении

Большинство людей сталкивалось с таким понятием, как протокол об административном правонарушении, причем, как правило, при весьма неприятных обстоятельствах.

Принято считать, что это документ, оформляемый сотрудниками дорожной полиции в связи с нарушением гражданами ПДД. В действительности они составляются гос. органами, уполномоченными выявлять, правонарушения, предусмотренные административным законодательством РФ.

Как составляется протокол об административном правонарушении, какого его содержание, сроки и рассмотрение?

Что такое протокол?

Это процессуальный документ, целью оформления которого является фиксация правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств для последующего рассмотрения и назначения виновному лицу соответствующего наказания.

Однако не все гос. органы наделены полномочиями рассматривать такие дела самостоятельно. При отсутствии таковых составленный в отношении гражданина, либо юр. лица документ передается в судебную инстанцию, где и решается дальнейшая судьба правонарушителя.

протокола

В соответствии со ст. 28.2 КоАП, обязательными для внесения в документ сведениями являются следующие:

  • дата и место, где составлен;
  • сведения о составителе, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • сведения о правонарушителе (его фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и адрес фактического проживания);
  • данные свидетелей и потерпевших лиц (при наличии таковых);
  • число, месяц, год и время совершенного правонарушения;
  • событие правонарушения (суть нарушения и обстоятельства его совершения);
  • статья НПА, предусматривающая наказание за совершенное правонарушение;
  • объяснение виновного лица, либо его законного представителя (чем обусловлен проступок нарушителя), а также замечания, касающиеся порядка оформления протокола (при наличии таковых);
  • отметка о согласии либо несогласии с вменяемым правонарушением;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, фигурирующим в протоколе в качестве нарушителя и свидетелей правонарушения;
  • личные подписи свидетелей, должностного лица и нарушителя (или законного представителя).

Пример заполнения образца о  мошенничестве скачать.

Порядок составления и вручения документа

Согласно действующим правовым нормам документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, составляется в присутствии непосредственного виновника.

В случае невозможности личного присутствия нарушителя – с участием его доверенного лица, имеющего на руках нотариальную доверенность, позволяющую присутствовать при составлении протокола, а также подписывать документ и предоставлять объяснения от имени доверителя.

В случае неявки указанных лиц данный документ составляется в их отсутствие, а в текст вносится запись о том, что он направлен нарушителю почтой.

Уведомление виновного лица о составлении в отношении него процессуального документа является обязательным условием рассмотрения подобных дел.

В противном случае документ может быть оспорен в суде и отменен в связи с отсутствием надлежащего уведомления виновного лица.

При этом предполагаемый нарушитель заблаговременно уведомляется о дате и месте составления протокола и только в случае его неявки документ оформляется в отсутствие виновного лица. Копия составленного без присутствия правонарушителя документа согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП направляется ему не позднее трехдневного срока с момента оформления.

Если документ составляется в присутствии правонарушителя, по завершению его оформления виновному лицу вручается копия с обязательной отметкой о вручении. В случае отказа нарушителя поставить личную подпись в протоколе, в документ вносится запись «от подписи отказался (отказалась)», однако копия все же вручается на руки.

Порядок выявления правонарушения

Место и время составления документа зависят от порядка выявления нарушения. Законодатель допускает оформление документа непосредственно на месте совершения правонарушения.

Подобные дела чаще всего связаны с нарушением ПДД, когда сотрудники ГИБДД осуществляют непосредственный контроль за соблюдением правил на дороге. Например, если водитель управляет транспортным средством в нетрезвом виде.

В этом случае протокол составляется по результатам освидетельствования на месте остановки ТС, либо сразу после освидетельствования в медицинском учреждении.

Отдельные правонарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых (на основании поступивших жалоб) проверок гос. органами соблюдения норм действующего законодательства.

Например, Федеральная инспекция по труду уполномочена проводить подобные проверки без предварительного уведомления правонарушителя. В ходе таких проверок выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, а по результатам составляется протокол об административном правонарушении.

А вот выявление правонарушений в сфере дорожного движения не всегда требует присутствия нарушителя, так как действующим законодательством предусмотрена фиксация подобных нарушений в автоматическом режиме (с использованием фото- и видео съемки).

Существуют правонарушения, которые фиксируются должностными лицами, что называется, не выходя из кабинета. Например, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату в установленный законом срок административного штрафа.

Как правило, чтобы отследить данный факт, достаточно иметь доступ к базе данных конкретного уполномоченного органа. Для составления протокола нарушитель вызывается в соответствии с установленным кодексом порядком, однако, в случае неявки допускается оформление протокола в его отсутствие.

Таким образом, главным условием успешного рассмотрения административного дела является надлежащее уведомление виновного лица о зафиксированном в отношении него административном правонарушении.

Сроки составления документа

Исходя из порядка выявления правонарушения, а также необходимости получения дополнительных сведений, ст. 28.5 КоАП устанавливаются предельные сроки, в течение которых допускается оформление документа:

  • составляется незамедлительно (на месте совершения правонарушения), если факт нарушения не требует поиска дополнительных доказательств и уточнения отдельных сведений;
  • составляется не позднее двух суток с момента выявления, если уполномоченному органу требуются дополнительные сведения, либо необходимость уточнения имеющих значение обстоятельств правонарушения;
  • составляется сразу по завершению процессуальных действий, например, по окончанию проверки. Предельный срок проведения административного расследования в соответствии со ст. 28.7 составляет один месяц, однако, в отдельных случаях законодательство допускает продление этого срока до полугода.

Рассмотрение протокола

Ст. 28.3 КоАП содержит подробный перечень государственных органов, уполномоченных составлять административные протоколы в соответствии с их компетенцией.

Каждый из этих органов вправе выявлять и фиксировать правонарушения исключительно в соответствии со своими функциями и полномочиями.

Это означает, что надзирающий в определенной сфере законодательства госорган, не имеет права выявлять и привлекать к ответственности нарушителей, совершивших административное правонарушение в иной отрасли права.

Кроме того, не все правонарушения, выявление которых находится в компетенции того или иного госоргана, подлежат рассмотрению этим органом. Отдельные статьи административного кодекса рассматриваются исключительно судебной инстанцией. Перечень органов, наделенных правом рассмотрения отдельных административных правонарушений, определен гл. 23 КоАП.

В отдельных случаях обусловлено это санкциями, предусмотренными той или иной статьей кодекса. Если положения статьи предусматривают наказание в вине административного ареста, подобного рода санкцию вправе применить к правонарушителю только суд, следовательно, и рассматривать административное дело будет судебная инстанция, а не орган, выявивший правонарушении, например, полиция.

В таких случаях на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность препровождения нарушителя к месту рассмотрения дела.

Например, нарушения административного законодательства, предусмотренные ст. 5.

35 КоАП РФ, выявляются государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением судебных решений, а также решений иных уполномоченных государственных органов (ФССП России).

При этом должностные лица Федеральной службы вправе составить процессуальный документ, однако рассматривать дело по существу и назначать наказание будет суд.

Важно отметить тот факт, что для успешного рассмотрения дела, важно не только учитывать, как составляется протокол об административном правонарушении, обязательным является и присутствие правонарушителя при его рассмотрении. В связи с этим уполномоченный орган, равно как и судебная инстанция, обязаны предварительно уведомить гражданина о дате и месте его рассмотрения.

Возможно вам будет интересна статья: Какое наказание предусмотрено за воровство?

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.