Понятие и стадии административного судопроизводства

§ 2. Понятие и стадии судебного административного процесса

1. Понятие судебного административного процесса.

Как уже отмечалось при характеристике административного судопроизводства, его развитие происходит на основе “классического” гражданского, а также арбитражного процесса, что отражает влияние концепции судебной власти на правила и порядок рассмотрения споров в сфере публичного права.

Судебная деятельность подчиняется определенным устоявшимся правилам, которые не зависят от вида судопроизводства и отражают ее сущность как формы осуществления судебной власти.

Поэтому поскольку судебный административный, как и гражданский, процесс опосредует судебную деятельность, понятие и система стадий судебного административного процесса совпадают с аналогичными стадиями гражданского и арбитражного процессов.

Для судебного административного процесса характерны следующие признаки:

во-первых, одним из субъектов судебного административного процесса является суд: суд общей юрисдикции, ВС РФ или арбитражный суд;во-вторых, субъекты судебного административного процесса совершают процессуальные действия, которые являются основными юридическими фактами, определяющими его динамику;в-третьих, предметом судебного административного процесса являются дела из административных и иных публичных правоотношений, т.е. административное судопроизводство.

Таким образом, судебный административный процесс представляет собой систему процессуальных действий суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса, урегулированных нормами судебного административного процессуального права, возникающих при разрешении дел административного судопроизводства.

2. Стадии судебного административного процесса. Судебный административный процесс представляет собой определенную систему стадий, направленных на достижение конечной цели административного судопроизводства – разрешение дел из публичных правоотношений и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов. Каждая из стадий процесса является совокупностью процессуальных действий (отношений), объединенных ближайшей процессуальной целью . На каждой из стадий судебного административного процесса решаются те или иные задачи административного судопроизводства в зависимости от характера стадии, полномочий суда и других критериев.——————————– См.: Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М.: Госюриздат, 1956. С. 13; Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права / Отв. ред. К.И. Комиссаров. Свердловск, 1976. С. 42.

В судебном административном процессе выделяются следующие шесть стадий:

1) производство в суде первой инстанции;2) производство в суде апелляционной инстанции;3) производство в суде кассационной инстанции (в двух кассационных инстанциях);4) производство в суде надзорной инстанции;5) производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;6) исполнительное производство.

Производство в суде первой инстанции является основной и обязательной стадией судебного административного процесса, поскольку она направлена на разрешение дела по существу.

На этой стадии административный истец предъявляет иск к административному ответчику, осуществляются возбуждение дела, его подготовка и рассмотрение по существу с вынесением судебного решения либо окончанием его без вынесения судебного решения.

Для учебных целей в связи с важностью возбуждения дела, его подготовки к судебному разбирательству и самого разбирательства дела в доктрине выделяют вместо производства в суде первой инстанции три отдельных стадии: возбуждение дела в суде первой инстанции, подготовку дела к судебному разбирательству и разбирательство дела по существу в суде первой инстанции .

——————————– См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. 9-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2014. С. 11 (автор главы – И.В. Решетникова).

Производство в суде апелляционной инстанции осуществляется на основе апелляционных и частных жалоб, поданных в отношении не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции за отдельными исключениями проводится по правилам суда первой инстанции.

Поэтому здесь действует целый ряд ограничений, например, новые доказательства могут быть приняты только в том случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.

Кроме того, новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Производство в суде кассационной инстанции представляет собой проверку вступивших в законную силу судебных актов, за исключением судебных постановлений ВС РФ. Кассационные жалобы могут быть поданы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами. При принятии кассационной жалобы в судах общей юрисдикции действует принцип приемлемости, согласно которому принимается к рассмотрению только та жалоба, из которой будут очевидны существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС).В судебном административном процессе, как и в гражданском и арбитражном, образовано две кассационных инстанции – президиумы областных и соответствующих им судов и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ.Рассмотрение дел в кассационном порядке носит более процессуально упрощенный характер, чем в суде первой или апелляционной инстанции.

Производство в суде надзорной инстанции направлено на пересмотр в порядке судебного надзора решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

При этом следует иметь в виду, что единственной судебно-надзорной инстанцией в сфере как административного, так и гражданского и уголовного судопроизводства является Президиум ВС РФ.

Кроме того, установлен достаточно сложный порядок возбуждения надзорного производства, а само разбирательство дел в порядке надзора также имеет упрощенный характер.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам является особой формой пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, связанной с установлением фактов, которые не были и не могли быть ранее известны участникам процесса и суду.
Исполнительное производство предназначено для обеспечения принудительного исполнения судебных актов по делам административного судопроизводства. Сфера принудительного исполнения выделена из судебной власти и организационно отнесена к исполнительной власти. Однако за судом в сфере принудительного исполнения сохраняется ряд существенных полномочий, обеспечивающих предварительный либо последующий судебный контроль за актами и действиями судебного пристава-исполнителя, а также разрешение споров, возникающих в данной сфере. Поэтому в части, обеспечивающей реализацию судебных полномочий, исполнительное производство остается стадией судебного административного процесса.Каждая стадия судебного административного процесса подразделяется на три больших самостоятельных этапа:1) возбуждение дела;2) подготовка дела к судебному разбирательству;3) разбирательство по существу с вынесением по нему соответствующего судебного акта.Возбуждение дела, подготовка к рассмотрению и само судебное разбирательство имеют место не только в суде первой инстанции, но и в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, суде, рассматривающем дело по вновь открывшимся обстоятельствам . Однако содержание деятельности по возбуждению дела, его подготовке и разбирательству различно и имеет специфику в каждой из стадий судебного административного процесса.——————————– Все это дало основания профессору Ю.К. Осипову подразделить гражданский процесс на правоприменительные циклы: от производства в суде первой инстанции до исполнительного производства, выделив в каждом из таких циклов три стадии: возбуждение дела, его подготовку и разбирательство дела с вынесением правоприменительного акта. См.: Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права. С. 42 – 45.Обязательной стадией судебного административного процесса является производство в суде первой инстанции. Остальные стадии судебного административного процесса имеют факультативный характер, поскольку судебное решение может никем из лиц, участвующих в деле, не обжаловаться, должник вправе добровольно исполнить возложенную на него по судебному решению обязанность либо взыскатель вправе отказаться от возбуждения исполнительного производства.

3. Структура административного судопроизводства достаточно сложна и соответствует в целом правилам гражданского судопроизводства. Наряду с общими правилами, которые характерны для всех видов производств (разд.

I – III КАС), в КАС выделен отдельно разд. IV, где содержатся особенности производств по отдельным категориям дел административного судопроизводства.

Такое сочетание общего и особенного позволило более рационально изложить материал КАС, избежать дублирования отдельных норм и институтов.

Поэтому следует исходить из того, что административное судопроизводство в судах общей юрисдикции не является полностью однородным и единообразным, а разделяется в зависимости от характера дела на целый ряд отдельных судебных производств.

Например, судебное производство о признании нормативного правового акта недействующим существенно отличается по ряду составляющих его процессуальных действий от рассмотрения административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке либо от рассмотрения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.Вместе с тем ключевые положения отдельных судебных производств в разд. IV КАС единообразны в силу сходства стадий судебного административного процесса, порядка обжалования, определения субъектного состава, правил доказывания и т.д., за отдельными исключениями, которые определяются спецификой того или иного дела административного судопроизводства.Кроме того, КАС учитывает новейшие тенденции развития судебного процесса, направленные на упрощение и ускорение рассмотрения отдельных категорий дел. Для этого в КАС введен разд. V “Упрощенное (письменное) производство по административным делам”. Разделы VI и VII КАС посвящены пересмотрам судебных актов, как не вступивших в силу (VI), так и вступивших в силу (VII). Раздел VIII КАС посвящен вопросам исполнения судебных актов по административным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, а разд. IX раскрывает заключительные положения КАС.

Источник: https://kommentarii.org/2017/administrativnoe_sudoproizvodstvo/page7.html

Понятие стадий административного судопроизводства в отечественном законодательстве

Понятие и стадии административного судопроизводства


В данной статье автором проводится исследование понятия стадий административного судопроизводства в России. На основе проведенного анализа правовых источников и научной доктрины предлагается классификация стадий административного судопроизводства, а также особенности стадий административного судопроизводства.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административная юстиция, стадии административного судопроизводства.

In this article, the author investigates the concept of stages of administrative proceedings in Russia. the analysis of legal sources and scientific doctrine, a classification of the stages of administrative proceedings is proposed, as well as features of the stages of administrative proceedings.

Keywords: administrative judicial proceedings, administrative justice, stages of administrative proceedings.

Выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельного вида обусловлено Конституцией РФ: статья 118 закрепляет его наравне с конституционным, гражданским, арбитражным и уголовным судопроизводством [1].

Именно это и стало причиной разработки и принятия Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) в рамках соответствующей реформы в 2015 году [2].

Однако исследование данного нормативного-правового акта в целях определения стадий административного судопроизводства должно предварять определение понятия и признаков стадии судопроизводства, которая, кстати, как структурная часть процесса характерна для всех видов производства в России.

Традиционно в отечественной правовой доктрине стадия судопроизводства определяется как «совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами». Именно такой подход был предложен М.

Я Масленниковым, с чем нельзя не согласиться [4, с. 62]. Значение стадий заключается в том, что они способствуют своевременному и качественному продвижению дела для его рассмотрения и разрешения по существу, поэтому стадии судопроизводства характеризуют следующие признаки.

Во-первых, самостоятельный характер, который в первую очередь проявляется в решении специфических задач, свойственных и присущих только данному конкретному этапу судопроизводства.

Во-вторых, наличие определенных субъектов, которые наделены соответствующими правами и обязанностями в рамках данной стадии.

В-третьих, каждую стадию характеризует только присущий ей объем процессуальных действий, совершаемых на данном этапе и в четко определенной законом последовательности, а также в рамках установленных законодательством сроках, на что обращает внимание Ю.В Ким [3, с. 91].

В-четвертых, оформление принятого в рамках данной стадии решения процессуальным документом, выступающего по мнению М. С. Павловой в качестве «подведения итога проведенной деятельности» [5, с. 36].

Используя выделенные признаки стадии судопроизводства, на основе анализа норм КАС РФ необходимо констатировать, что в административном судопроизводстве должны быть выделены следующие стадии.

Поскольку административное судопроизводство характеризует отсутствие досудебной деятельности, то первой стадией выступает производство в суде первой инстанции.

Особенность данной стадии заключается в том, что правовому регулированию ее общих правил посвящен раздел III КАС РФ, в то время как раздел IV, состоящий из пятнадцати глав, содержит особенности, характеризующие отдельные виды производств по административным делам.

Анализ данных норм показывает, что указанной стадии свойственно наличие этапов, каждый из которых характеризуется своей конкретной задачей и выполняемыми действиями: во-первых, предъявление административного иска, в рамках которой заявитель обращается в суд и инициирует начало судопроизводства, во-вторых, подготовка дела к судебному разбирательству, которая позволяет суду исследовать имеющиеся материалы, в-третьих, судебное разбирательство, которое заключается в непосредственном исследовании доказательств, заслушивании свидетелей, проведение необходимых экспертиз и др., в-четвертых, вынесение на основе разбирательства решения.

Как и в арбитражном, уголовном и гражданском процессе административное судопроизводство позволяет обжаловать не вступившие в законную силу решения в рамках апелляционного судопроизводства, выступающего в качестве второй стадии административного производства (глава 34 КАС РФ).

Сущность апелляционного обжалования заключается в предоставлении возможности проверить законность и обоснованность вынесенного решения до его вступления в силу посредством исследования материалов дела в полном объеме. Это выступает в качестве важной гарантии соблюдения права человека на справедливое судебное разбирательство, предоставленное Конституцией РФ.

В доктрине права существуют дискуссии о признании исполнения решения в качестве самостоятельной стадии административного судопроизводства.

Сторонники данного подхода аргументируют это тем, что после апелляционного обжалования решение приобретает все необходимые свойства для его исполнения и претворения в жизнь, в связи с чем фактически административное судопроизводство и переходит на стадию его исполнения.

Однако противники данного подхода указывают на расплывчатость положения данной стадии: она может наступить и ранее, если участвующие в деле лица не обратятся в апелляционную инстанцию. Это осложняет определение места исполнения решения среди иных стадий административного судопроизводства

Полагаем необходимым поддержать сторонников данного подхода, указав при этом на то, что стадия исполнения решения наступает после вступления решения в законную силу, что может быть осуществлено как по истечении срока на апелляционное обжалование, так и после апелляционного судопроизводства. Однако при этом важной особенностью будет являться то, что исполнение решения идет параллельно со следующими стадиями административного судопроизводства, на которых осуществляет обжалование вступившего в законную силу решения.

Необходимо поддержать И. В. Панову в том, что в отношении вступивших в законную силу решений КАС РФ предусмотрел возможность кассационного и надзорного обжалования [6, с. 38], что позволяет назвать в качестве четвертой стадии производство в суде кассационной инстанции (глава 35 КАС РФ), а пятой — производство в суде надзорной инстанции (глава 36 КАС РФ).

В рамках кассационного производства законодатель установил возможность для отмены или изменения решения только в том случае, когда были допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 КАС РФ).

Стадия надзорного производства также связана с проверкой правильности применения и толкования норм материального и процессуального права, однако отличается тем, что Президиум Верховного Суда РФ, выступающий как надзорная инстанция, не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются, что следует из анализа статьи 342 КАС РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=IpmosCQQUwQ

Заключительной стадией административного судопроизводства законодатель называет производство по пересмотру вступивших решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 КАС РФ).

В качестве таких обстоятельств КАС РФ признает в статье 350 признание Конституционным Судом РФ примененной по делу нормы закона не соответствующей Конституции РФ, заведомо ложное заключение эксперта или показания свидетелей, фальсификацию доказательств, подтвержденную приговором суда и др. Указанный перечень позволяет согласиться с Ю. Н.

Стариловым в том, что данная стадия носит исключительный характер, редко являясь основанием для обжалования вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в рамках административного судопроизводства [7, с. 254].

Таким образом, необходимо отметить, что в качестве стадий административного судопроизводства в действующем законодательстве выступают производство в суде первой инстанции, производство в суде апелляционной инстанции, кассационное и надзорное судопроизводство, производство по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также исполнение вынесенного решения, которое начинается после вступления решения в законную силу, что может быть осуществлено как по истечении срока на апелляционное обжалование, так и после апелляционного судопроизводства, однако при этом осуществляется параллельно со следующими стадиями административного судопроизводства, на которых осуществляет обжалование вступившего в законную силу решения. Кроме того, особенностью стадий административного судопроизводства является отсутствие досудебной деятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского ания 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.07.2020).

Источник: https://moluch.ru/archive/329/73721/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.