Срок давности коап рф

Содержание

Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Срок давности коап рф

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями, — три месяца .

В виде исключения из этого правила за наиболее грубые нарушения безопасности дорожного движения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения, ныне установлен специальный давностный срок, равный одному году.

Для разных по характеру деяний различна и точка отсчета срока давности привлечения к административной ответственности. Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения.

При длящихся административных правонарушениях этот срок начинает исчисляться иначе — со дня обнаружения правонарушения. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).

———————————

Подчеркнем, что указанный срок распространяется лишь на те дела, которые рассматриваются в судах по первой инстанции в соответствии с их компетенцией, определенной в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, и не касается случаев рассмотрения судами дел по жалобам и протестам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.

В числе длящихся административных правонарушений в области дорожного движения без труда могут быть названы такие, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.

1 КоАП); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.

3 КоАП); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.

7 КоАП); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП), а также перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов с нарушением установленных правил и норм (ст. ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП).

Распространяется ли порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП, на сроки давности привлечения к административной ответственности?

Порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП РФ, распространяется только на процессуальные сроки, предусмотренные КоАП РФ, к которым срок давности привлечения к административной ответственности не относится.

Какой день следует считать датой начала и окончания установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, если правонарушение совершено, к примеру, 10 октября, — 9, 10 или 11 января?

КоАП не содержит нормы, определяющей порядок исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. По общим правилам исчисления сроков датой начала его течения является день, следующий за днем совершения правонарушения.

Днем окончания срока, исчисляемого месяцами, считается последний день месяца срока. Срок, исчисляемый годами, истекает в последние месяц и число соответствующего года срока.

Таким образом, если административное правонарушение совершено 10 октября, то днем окончания трехмесячного срока давности следует считать 10, а не 9 или 11 января .

———————————

Официальное разъяснение по этому вопросу см. в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. // БВС РФ. 2006. N 5.

Какой день следует считать датой истечения срока давности привлечения к административной ответственности, если его окончание приходится на нерабочий день?

В системе действующего законодательства срок давности привлечения к ответственности по своей правовой природе является самостоятельным правовым институтом, отличающимся от таких институтов, как процессуальные сроки и срок исковой давности. Единственное, что их объединяет, так это общее понятие «срок».

Из этого следует, что срок давности не является ни разновидностью процессуальных сроков, ни разновидностью срока исковой давности. Поэтому к нему неприменимы нормы других институтов, регулирующие, в частности, вопросы об окончании и восстановлении срока, т.е. срок давности является пресекательным .

Следовательно, если истечение данного срока приходится на выходной или праздничный день, то день его окончания не переносится на следующий за ним рабочий день.

———————————

Данные положения нашли свое отражение в практике Европейского суда по правам человека. Так, в решении по делу «Коэм и другие против Бельгии» «Coeme and others v. Belgium» (ECHR 2000-VII — (22.06.

00) § 146) содержится указание на то, что «давность может определяться как право, предоставляемое законом лицу, совершившему преступление, больше не быть преследуемым или судимым после истечения определенного срока с момента совершения деяний».

В этом же решении Суд сформулировал основополагающую правовую позицию, согласно которой сроки давности являются общей чертой правовых систем договаривающихся государств, имеют много целей, среди которых — гарантирование правовой защищенности путем установления срока для действий и воспрепятствование посягательству на право на защиту, которое могло бы быть скомпрометировано, если бы суды выносили решения, доказательственная база по которым была бы неполной в силу истекшего времени.

В каких случаях течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается?

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается только в одном случае — при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства.

Каким образом следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в случае его приостановления?

Приостановление давностного срока начинается со дня удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Допустим, административное правонарушение было совершено 29 марта, определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мировой судья вынес 15 апреля, а на судебный участок мирового судьи, уполномоченного рассмотреть данное дело, материалы поступили 17 июля. В этом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается на 92 дня (с 15 апреля по 16 июля включительно). Следовательно, датой истечения данного срока будет считаться 29 сентября.

Аналогичный подход к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности реализуется и в практике Верховного Суда РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 05.07.

2010, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Ж. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.

8 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.

Рассмотрев надзорную жалобу Ж., первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ установил, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 26 марта 2010 г.

При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия Ж. заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства. Определением мирового судьи от 2 апреля 2010 г.

данное ходатайство было удовлетворено, дело направлено мировому судье судебного участка Пряжинского района и, согласно штампу на сопроводительном письме, поступило к нему 23 апреля 2010 г.

Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП, на момент его совершения был приостановлен на 21 день (со 2 по 22 апреля 2010 г. включительно) и истек 16 июня 2010 г. .

———————————

Источник: https://pravo163.ru/davnost-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya/

Ст 4.5 КоАП РФ с ми и изменениями на 2020

Срок давности коап рф
Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс.

В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности.

Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов.

Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения.

В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п.

Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Ходатайство о прекращении административного дела в связи с истечением срока

Окончание срока для привлечения к административной ответственности является безусловным обязательным основанием для прекращения административного дела.

Заявить о наличии такого основания прекращения дела может лицо, в отношении которого рассматривается дело или дознаватель, иное должностное лицо рассматривающее дело.

Закон предусматривает, что рассматривающее дело должностное лицо прекращает дело до передачи его в суд, если истекли сроки привлечения к ответственности.

Если дознаватель, или иное лицо, в чьем производстве находится административное дело, не замечает такого основания или ошибается в исчислении срока привлечения, необходимо подать письменное ходатайство о прекращении дела.

После рассмотрение лицом, рассматривающим административное дело, такого ходатайства или по его инициативе выносится постановление.

Если дело рассматривается судом, то такое ходатайство могут заявить все лица. После рассмотрения ходатайства судом выносится соответствующее определение о прекращении административного дела.

Специальных требований к ходатайству нет, не предусмотрено специальных форм для него.

Ходатайство должно содержать:

  • Наименование суда, органа, должностного лица
  • Наименование (имя) лица, от имени которого подается
  • Реквизиты дела о нарушении
  • Просьба суду или должностному лицу рассматривающего дело органа
  • Обоснование просьбы – истечение срока привлечения, являющего основанием для прекращения дела
  • Личная подпись гражданина, подпись представителя гражданина или юрлица.

Подать ходатайство можно лично должностному лицу, в канцелярию рассматривающего дело органа, в канцелярию суда, по почте. Для подстраховки необходимо иметь отметку о получении. Следовательно, при подаче ходатайства лучше иметь его копию, а отправление лучше сделать с опцией уведомления о получении адресатом.

ВАЖНО: рекомендуется подавать документ лично, т. к. существующие сроки на рассмотрение ходатайства начинают исчисляться с момента получения его судьей, должностным лицом.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения.

В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции.

Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено.

А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения.

И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

О длящихся правонарушениях

Длящееся правонарушение – то, которое остаётся активным уже на протяжении некоторого времени. И до момента обнаружения уполномоченным лицом не прекатилось.

Но действующие законы устанавливают достаточно чёткие сроки для выполнения некоторых обязанностей. А иногда случается так, что никаких действий не последовало. В этом случае давность считается с того момента, как закончилось первое время для принятия мер и реакций.

Давность в этом случае считают не по факту нарушения, а по факту начала совершения. Днём обнаружения проступка считается момент, когда ответственное лицо составило, подписало протокол.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

https://www.youtube.com/watch?v=SDu0P0_zo7A

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ.

Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ.

Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Источник: https://PlatformaVr.ru/pro-avto/srok-davnosti-koap.html

Сроки исковой давности по административным делам

Срок давности коап рф

Привлечь нарушителя к ответственности можно не во всех случаях. Неотвратимость наказания должна коррелировать с другими принципами административно-деликтного права.

Чтобы государство не налагало меры негативного воздействия на граждан и юридических лиц, когда такие средства утратили свою актуальность, был законодательно закреплён срок исковой давности по административным правонарушениям.

Для чего устанавливается срок давности?

Наказание лица имеет определённые цели. Привлекая граждан и организации к ответственности, государство способствует установлению правопорядка, предупреждает новые нарушения, восстанавливает социальную справедливость.

Нарушение правовых норм через некоторое время теряет актуальность для самого виновного гражданина и для других членов общества. По прошествии определённого времени обстоятельства дела забываются, изменяются сопутствующие условия. Становится невозможно восстановить социальную справедливость, так как деликт перестал быть актуальным.

Наказание может рассматриваться как чрезмерное воздействие со стороны государства, что не приведёт к установлению правопорядка. Виновное лицо будет считать несправедливым наложение взыскания, так как в сознании человека не будет прослеживаться причинно-следственная связь с нарушением требований закона.

Срок исковой давности и привлечение к ответственности по административным правонарушениям имеют схожую природу. Обращение в суд – это способ защитить свои права или отстоять законные интересы. Если гражданин 3 года не хотел предъявлять требования к другим лицам, то установившийся порядок в гражданско-правовых отношениях становится ценнее права на защиту одного индивида или организации.

Действующие сроки по российскому законодательству

Рассматриваемый вопрос регулируется статьёй 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности административного правонарушения равняется 2 месяцам.

Период нужно отсчитывать со дня, наступившего после окончания действий (бездействия) гражданина или должностных лиц организации, составлявших объективную сторону правонарушения.

Течение времени не останавливается, когда деликт обнаружен, готовятся материалы и дело рассматривается уполномоченным лицом.

Опрос свидетелей, проведение экспертизы и прочие мероприятия должны завершиться не позднее крайней даты, когда возможно привлечение виновного лица к ответственности.
Законом установлен 1 случай приостановления отсчёта времени с момента совершения проступка. Если лицо ходатайствует о переносе места рассмотрения в населённый пункт или район, где оно проживает, то требуется переслать документы. В этом случае срок будет сообразно увеличен.

Если деликт имеет длящийся характер, например, нарушение таможенного законодательства, то срок начинает течь с момента установления противоправного поведения уполномоченным лицом.

Ряд нарушений устанавливается исключительно судом. За такие проступки можно привлечь к ответственности в течение 3 месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=1O5wnjIHpNA

Часть составов предусматривает наказание в течение года с момента совершения правонарушения:

  • несоблюдение требований экспортного контроля;
  • нарушение правил о защите детей от вредной для их развития и здоровья информации;
  • использование товарных знаков, знаков обслуживания, произведений авторов с нарушением действующих норм права;
  • несоблюдение требований законодательства о рекламе;
  • нарушение законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций;
  • несоблюдение правил регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • деликты, за которые предусмотрена ответственность в виде дисквалификации;
  • иные нарушения, перечисленные в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Если гражданин нарушил законодательство РФ, предусматривающее меры по противодействию коррупции или терроризму, то его нельзя будет привлечь к ответственности спустя 6 лет.

В отдельную группу вынесен ряд деликтов:

  • нарушение требований валютного контроля;
  • неуплата алиментов (статья 5.35.1 КоАП РФ);
  • нанесение побоев;
  • нарушение норм бюджетного законодательства;
  • нарушение таможенных правил;
  • нарушение правил ведения бухучёта.

Срок действия указанных административных проступков составляет 2 года.

За несоблюдение законодательства о банкротстве и проступки, запрещённые статьями 5.64-5.68 КоАП РФ срок давности составляет 3 года.

Последствия

Истечение срока давности подразумевает, что лицо нельзя наказать за совершённый проступок. Если орган, ведущий процесс, установит данный факт, то дальнейший анализ проступка будет прекращён. Дело будет закрыто, правовой статус лица не измениться. Гражданин будет считаться законопослушным.

Для многих нарушителей срок давности является действенным способом ухода от ответственности. Подготовка и рассмотрения материалов по правонарушениям, поиск виновного лица занимает иногда неоправданно много времени.

Источник: https://isk.guru/administrativnoe/srok-iskovoj-davnosti/

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД в 2020 году по КоАП РФ

Срок давности коап рф

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

В отдельных случаях административные санкции могут быть сведены к порицанию (КоАП ст.2.9). К административной ответственности может быть привлечён любой гражданин от 16 лет (КоАП ст.2.3).

Административное наказание

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности.

Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5).

По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника.

При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Срок давности по штрафам с камер видеонаблюдения ничем не отличается от традиционных штрафов.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Источник:

Кс РФ разъяснил подход к срокам давности в КоАП

Конституционный суд РФ призвал всех вовлеченных в правовые взаимоотношения руководствоваться исключительно рамками законодательства. Произвольное применение тех или иных норм недопустимо даже исходя из самых благих намерений, подчеркнули судьи.

Такой вывод был сделан по результатам проверки статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую КС проводил по запросу ООО «СПСР — ЭКСПРЕСС», работающей в сфере доставки почтовых отправлений.

В 2017 и 2018 годах компанию оштрафовали за нарушение сроков доставки и утрату почтовых отправлений на основании статьи 14.

1 КоАП, вменив ей в вину «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Решения были вынесены спустя полгода и более после составления протоколов уполномоченными Роскомнадзора.

А срок давности по таким правонарушениям составляет не более трех месяцев. Но суды посчитали, что фирма нарушала не только условия лицензии, но и права потребителей, а в таких случаях срок давности — уже год.

По мнению заявителей, в момент принятия почтового отправления они не могут предвидеть правовых последствий своих действий. Кроме того, как указано в материалах суда, статья 4.

5 КоАП «не называет конкретные составы административных правонарушений, относящиеся к нарушениям законодательства о защите прав потребителей, что позволяет судам произвольно причислять к ним административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса».

Данных ФИО (а не юрлица) достаточно, чтобы счесть не доставленное вовремя отправление нарушением

https://www.youtube.com/watch?v=IusoyYv9TO4

По словам представителя Роскомнадзора, данные адресата и отправителя почтового сообщения значатся прямо на конверте или упаковке, а закон прямо указывает, что «потребитель — гражданин», который намерен воспользоваться услугой для личных нужд. Следовательно, данных ФИО (а не юридического лица) достаточно, чтобы счесть не доставленное вовремя отправление нарушением прав потребителя.

Однако КС РФ счел необходимым для таких случаев установить жесткие критерии применения норм закона. КоАП различает общие и специальные (особые), то есть более продолжительные сроки давности привлечения к административной ответственности. Закрепление этих сроков для конкретных правонарушений фактически призвано устранить риск их произвольного истолкования и применения.

Медведев призвал изменить требования к бизнесу

— При привлечении к ответственности органы публичной власти, какими бы благими намерениями они ни руководствовались, в том числе желанием защитить потребителей, не должны отступать от требований закона, — пояснил судья — докладчик по данному делу Сергей Князев после вынесения решения.

На практике это означает, что контролирующим органам необходимо более тщательно подходить к квалификации правонарушений. Если компании вменяется нарушение лицензионного законодательства, то выходить за трехмесячный срок давности нельзя. В этом случае можно подключить к делу Роспотребнадзор и составить протокол по статье 14.

4 КоАП РФ, для которой срок давности — уже год. Но произвольно смешивать два разных подхода суд не имеет права. Как указал КС, статья 4.5 КоАП не противоречит Конституции, поскольку «не предполагает распространения срока (год. — «РГ») на привлечение к адмответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.

1 данного Кодекса». Дело подлежит пересмотру.

Источник:

Какой срок давности по административным правонарушениям ГИБДД?

Многие автолюбители (и просто владельцы транспортных средств) сталкивались с административными штрафами, накладываемыми сотрудниками Госавтоинспекции (ГИБДД). Важно учесть, что для привлечения к административной ответственности законом предусмотрены сроки – по истечении которых лицо не понесет наказание. Но сколько составляют эти сроки и с какого момента они исчисляются?

Источник: https://smo-nso.ru/prochee/srok-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam-gibdd-v-2020-godu-po-koap-rf.html

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Срок давности коап рф

Новая редакция Ст. 4.5 КоАП РФ

1.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса)об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 – 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3.

Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, – со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

5.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.

1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-1/gl-4/st-4-5-koap-rf

Срок давности по административным правонарушениям

Срок давности коап рф

Статья 4.

5 Кодекса РФ предусматривает срок давности по административным правонарушениям, в течение которого виновный может получить постановление по делу о правонарушении и столкнуться с соответствующим наказанием. В зависимости от вида правонарушения данный срок может составлять от 2 до 24 месяцев. Если же срок давности прошел, то уполномоченные лица уже не смогут наказать нарушителя.

Длительность срока давности зависит от вида правонарушения.

  • В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ, срок давности по штрафам ГИБДД составляет 2 года. Если нарушитель не оплатит в течение 24 месяцев этот штраф, то он будет аннулирован. Штрафы ГИБДД со скидкой 50%
  • В некоторых случаях срок давности существенно снижен. Например, если водитель нарушил ПДД (проигнорировал дорожный знак, превысил допустимую скорость), и дело рассматривается сотрудником ГИБДД, то срок давности – 2 месяца. Этот период увеличивается еще на 1 месяц, если дело должно быть рассмотрено в суде.
  • Срок давности в 1 год действует, если водитель передал свое авто третьему лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии, если допущенное водителем ДТП привело ко вреду для здоровья пострадавших легкой или средней тяжести, если после ДТП водитель принял наркотические вещества или алкоголь.
  • Если согласно ст. 26 КоАП РФ водителю в ГИБДД за пьянку было предписано лишение прав или штраф за невыполнение требования о прохождении медосвидетельствования, то решение по делу о правонарушении не принимается, если с момента задержания автомобиля виновного прошло более 12 месяцев.
  • В соответствии со сроком давности по ст. 28.8 КоАП РФ, если протокол об отказе проходить медосвидетельствование поступил в суд или иной должностной орган позднее чем через 3 дня с момента его составления, то нарушитель вправе ходатайствовать о его отмене. В этом случае срок до привлечения к ответственности составляет 3 дня.
  • Если после получения судом протокола в 2-месячный период заседание так и не будет проведено, то нарушитель тоже освобождается от ответственности.

Ответственность устанавливается ст. 7.32.4. КоАП РФ. Она влечет за собой административный штраф от 40 до 50 тыс. рублей рублей для должностных лиц, от 50 до 100 тыс. рублей – для юридических.

Срок давности по таким правонарушениям составляет 1 год с момента их совершения.

При административных правонарушениях, совершенных в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, срок исковой давности следующий.

СтатьяСрок исковой давности
7.1 КоАП РФ о самовольном занятии земельного надела2 месяца с момента обнаружения правонарушения
7.34 КоАП РФ об использовании земельного участка юрлицом, не переоформившим право на его приобретение/аренду
8.8 КоАП РФ об использовании земельных наделов не по назначению, о неиспользовании территорий по назначению в течение срока, отведенного законом12 месяцев с момента обнаружения правонарушения

Чем больше времени требуется на изучение правонарушения, тем больше срок давности:

  • 2 месяца – за правонарушения, ответственность за которые устанавливают государственные органы (несоблюдение правил перевозок, установка автоматов для азартных игр);
  • 3 месяца – за незарегистрированное предпринимательство, ведение деятельности без лицензии, обработка личных данных без разрешения клиентов и за другие нарушения, если ответственность устанавливается в судебном порядке;
  • 1 год – за несоблюдение положений закона о рекламе, за нарушение авторских прав, прав на товарные знаки, санитарных правил, прав подчиненных и потребителей, правил пожарной безопасности;
  • 1 год – за нарушения, когда директор рискует столкнуться с дисквалификацией;
  • 2 года – за несоблюдение валютного, таможенного закона, за нарушение правил о бухучете;
  • 3 года – за несоблюдение процедуры банкротства;
    6 лет – за несоблюдение закона о противодействии террористической, коррупционной деятельности.

Если правонарушение относится к длящимся (например, работодатель платил подчиненным зарплату ниже прожиточного минимума), то срок давности по нему рассчитываются с момента выявления нарушения закона.

Если уполномоченные лица слишком долго проверяли предпринимательскую деятельность, оформляли протокол, проводили экспертизу и ожидали судебного заседания, в результате чего срок давности закончился, то дело будет закрыто.

  • Ответственность регулируется ст. 25 КоАП РФ. Так, если нарушитель не оплатит штраф, то ему грозит удвоение суммы, арест до 15 дней или обязательные общественные работы до 50 часов.
  • Если нарушитель по своему усмотрению покинет место отбывания ареста, то он столкнется с административным арестом до 15 суток или обязательными общественными работами до 50 часов.
  • Если иностранец или человек без гражданства откажется исполнять наказание в сфере миграции в виде выдворения за пределы РФ, то ему грозит выдворение из страны и штраф в 3-5 тыс. рублей.
  • Если человек уклоняется от выполнения обязательных общественных работ, ему грозит штраф в 150-300 тыс. рублей или арест продолжительностью до 15 дней.

Таким образом, не стоит полагать, что можно дождаться «амнистии» по своему делу об административном правонарушении. Если не выполнить требования уполномоченных органов, то есть риск столкнуться со значительным ужесточением наказания и другими неприятностями.

В то же время и по этой статье существует срок давности. Если человека за указанные правонарушения (невыплата уже назначенного штрафа, оставление места ареста, уклонение от общественных работ и т. д.) не привлекут к новому наказанию в течение 3 месяцев с момента выявления правонарушения, то нарушитель от ответственности освобождается.

Источник: https://propravo24.ru/pravo/grazhdanskoe-pravo/grazhdanskie-dela/srok-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.