Сущность административного наказания

46. Понятие сущность и виды административного наказания

Сущность административного наказания

Административноенаказание являетсяустановленной государством меройответственности за совершение административногоправонарушения иприменяется в целях предупреждениясовершения новых правонарушений каксамим правонарушителем, так и другимилицами.

Административныенаказания — это разновидностьадминистративного принуждения.

От иныхмер административного принуждения ониотличаются тем, что являются карательнымисанкциями, преследуют специфическиецели, применяются в строго урегулированномпроцессуальном порядке.

Административныминаказаниями признаются только тепринудительные меры, которые установленыст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначениякоторых также определяется соответствующиминормами данного Кодекса.

Засовершение административных правонарушениймогут применяться следующиеадминистративные наказания:

  • предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
  • административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
  • административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
  • административное приостановление деятельности.

Вотношении физических лиц могут применятьсявсе эти виды административных наказаний;в отношении юридических лиц — толькопредупреждение, административный штраф,возмездное изъятие орудия совершенияили предмета административногоправонарушения, конфискация орудиясовершения или предмета административногоправонарушения, административноеприостановление деятельности.

48.Обстоятельства смягчающие административную ответственность

Обстоятельства,смягчающие административнуюответственность,-установленные КоАП и принятыми всоответствии с КоАП законами факторыи условия, при наличии которых органили должностное лицо, уполномоченныерассмотреть дело об административномправонарушении, могут назначить менеестрогие меры административнойответственности из тех, которыепредусмотрены статьей КоАП или статьейзакона субъекта РФ об административныхправонарушениях.

Статья4.2. Обстоятельства, смягчающиеадминистративную ответственность

1.Обстоятельствами, смягчающимиадминистративную ответственность,признаются:

1)раскаяние лица, совершившегоадминистративное правонарушение;

2)добровольное прекращение противоправногоповедения лицом, совершившимадминистративное правонарушение;

3)добровольное сообщение лицом, совершившимадминистративное правонарушение, ворган, уполномоченный осуществлятьпроизводство по делу об административномправонарушении, о совершенномадминистративном правонарушении;

4)оказание лицом, совершившим административноеправонарушение, содействия органу,уполномоченному осуществлять производствопо делу об административном правонарушении,в установлении обстоятельств, подлежащихустановлению по делу об административномправонарушении;

5)предотвращение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,вредных последствий административногоправонарушения;

6)добровольное возмещение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,причиненного ущерба или добровольноеустранение причиненного вреда;

7)добровольное исполнение до вынесенияпостановления по делу об административномправонарушении лицом, совершившимадминистративное правонарушение,предписания об устранении допущенногонарушения, выданного ему органом,осуществляющим государственный контроль(надзор);

8)совершение административногоправонарушения в состоянии сильногодушевного волнения (аффекта) либо пристечении тяжелых личных или семейныхобстоятельств;

9)совершение административногоправонарушения несовершеннолетним;

10)совершение административногоправонарушения беременной женщинойили женщиной, имеющей малолетнегоребенка.

3.Настоящим Кодексом могут быть предусмотреныиные обстоятельства, смягчающиеадминистративную ответственность засовершение отдельных административныхправонарушений, а также особенностиучета обстоятельств, смягчающихадминистративную ответственность, приназначении административного наказанияза совершение отдельных административныхправонарушений.(не исчерпывающий)

Источник: https://studfile.net/preview/5899161/page:23/

Сущность и содержание административного наказания

Сущность административного наказания


В данной статье рассматриваются сущность и содержание административных наказаний. Приведены положения нормативно-правовых актов и мнения ученых по вопросам регулирования административного права. Показаны особенности раскрытия целей и функций административных наказаний в юридической литературе и нормативных актах.

Ключевые слова: административные наказания , административные правонарушения, общественная опасность, частная превенция, ст. 3.1 КоАП РФ, ст. 2.1 КоАП РФ.

Key words: administrative penalties, administrative offenses, public danger, private prevention, art. 3.1 of the Administrative Code of the Russian Federation, art. 2.1 of the Administrative Code of the Russian Federation.

Законодательство об административных правонарушениях по праву играет существенную роль в деле формирования и поддержания правопорядка, атмосферы общественной безопасности на территории нашего государства.

Им регламентируются запреты административно-правового характера, связанные с совершением определенных деяний (устанавливается их противоправность), а также предусмотренные за их совершение административные наказания (или наказуемость деяний).

Важное место в системе административного права занимают положения, описывающие сущность и содержание административных наказаний.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости творческого переосмысления основных положений об административных наказаниях, изложенных в нормативно-правовых актах и научной литературе, с целью их адаптации к современным правовым реалиям.

Значимой проблемой в настоящее время является тот факт, что в юридической литературе существует значительный разброс мнений по вопросу определение понятия и сущности данного понятия. Если анализировать разнообразные трактовки этого понятия, предложенные специалистами в административно-правовой сфере, то можно выявить различные толкования понятия «административного наказания»:

1) их рассматривают в качестве реакции государства на допущенное административное правонарушение;

2) в качестве меры ответственности в связи с административным правонарушением;

3) в качестве применяемых в отношении правонарушителей санкций, предусмотренных административно-правовыми нормами;

4) в качестве выражения отрицательной оценки от государства допущенного правонарушения и лица, его совершившего;

5) в качестве кары, т. е. причинения виновному лицу различных страданий, лишений, предусмотренных соответствующей санкцией;

6) в качестве вида административного принуждения либо принудительной меры государственного воздействия, применяемой к нарушителю соответствующих административно-правовых требований [4].

Можно предположить, что каждая из предложенных трактовок имеет право на существование, очерчивая различные грани и свойства рассматриваемого явления, проявляя его различные оттенки и характерные черты, в результате чего все они имеют право существовать и с теоретических позиций описывать понятие административного наказания либо быть основой для его формулировки.

Определение самого понятия «административное наказание» дается в Кодексе об административных правонарушениях. В части первой статьи 3.1 КоАП РФ указано:

«Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» [1].

С точки зрения содержания представленного определения можно сделать вывод, что административные наказания имеют тесную связь с административными правонарушениями (отдельно от них не применяются, в отсутствие них не существуют), кроме этого административные наказания выполняют в основном предупредительную функцию.

Само понятие «административное наказание» приобрело свое определение в рамках административного законодательства достаточно недавно (после введения в действие КоАП РФ). Названный термин заменил собой конструкцию «административных взысканий».

Современными исследователями демонстрируется различное отношение к замене данных терминов и по-разному определяются причины такого решения российского законодателя. К примеру, М. С.

Студеникина причинами смены терминов называет то, что «любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности.

Сами же эти лишения или ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение» [9].

Нельзя не отметить, что в источниках можно наблюдать и другие высказывания на этот счет, в том числе, и прямо противоположные, сводящиеся к тому, что процесс смены терминологии демонстрирует непоследовательность отечественного законодателя в толковании административно-карательных санкций в совокупности с санкциями, регламентированными трудовым, дисциплинарным законодательством, девальвацию идеи обособленности уголовных наказаний, что влечет неизбежные сложности у правоприменителей [8].

Можно заключить, что решение законодателя заметить термины не является случайным. Оно было вызвано потребностями в приведении в соответствие формы с содержанием исследуемой юридической категории, что является правильным и корректным с позиций общего диалектического построения правового регулирования.

Отдельные исследователи указывают на то, что административные наказания выступают в качестве методов принуждения, во всех случаях выражаются исключительно в прямом воздействии на волю управляемых лиц, причем целью применения административного наказания всегда выступает необходимость наказания виновного лица в связи с его противоправным поведением. Некоторые специалисты прямо утверждают, что административными наказаниями оказывается значительное воздействие на степень обеспеченности правопорядка в государстве, создается основа для предупреждения как административных правонарушений, так и преступного поведения.

Данное понятие позволяет следующим образом определить сущностные признаки рассматриваемого явления [7]:

1) административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности;

2) административные наказания могут применяться лишь в связи с совершением административных правонарушений;

3) административные наказания могут применяться лишь в отношении лиц, которые признаны виновными в совершении каких-либо административных правонарушений;

4) административные наказания не должны затрагивать интересы других лиц и всегда имеют личный характер;

5) административные наказания представляет собой кару, состоящую в обусловленном таковым правонарушением лишении либо ограничении в правах и свободах правонарушителя;

6) административные наказания применяются достаточно широким перечнем органов или должностных лиц, а также судом, но в строго определенном законодательством порядке и с соблюдением предусмотренной в законе компетенции;

7) административные наказания во всех случаях имеют своим последствием состояние наказанности для правонарушителя.

Законодатель определил степень общественной опасности конкретного противоправного деяния, отразив ее в характере тех юридических последствий, которые наступают в связи с его совершением (виды и размеры наказаний, сроки давности для привлечения лица к административной ответственности).

Стоит признать справедливым применение более суровых санкций в связи с совершением более опасных деяний и, напротив, менее строгий — если деяние на столь существенно негативно отразилось на общественных отношениях.

Именно по санкциям, предусмотренным в связи с совершением административных правонарушений, появляется возможность судить относительно законодательной оценки степени общественной вредности или даже опасности конкретного поведения [2].

Важным признаком административного наказания по мнению Д. А. Липинского является то, «что по своему внутреннему содержанию наказание является карой за совершенное административное правонарушение.

В юридической литературе как в уголовно-правовой, так и административно-правовой, существует целая палитра мнений, от признания кары сущностью наказания до полного ее отрицания.

Причем наказание как кару рассматривают не только в юридическом, но и в философском и религиозном аспекте» [5].

По мнению В. К. Дуюнова «термин «кара» не является специфическим правовым. Это широкое общесоциальное понятие, которое употребляется там и тогда, где и когда речь идет о реализации ответственности виновного лица за совершенный им «грех», проступок, преступление — за зло, причиненное им государству, обществу или отдельному лицу.

Кара — это соответствующая негативная реакция государства, общества, общественного объединения или определенных лиц (например, родителей), а верующие скажут — бога, на неправильное поведение субъекта, нарушении им той или иной социальной (вовсе не только уголовно-правовой) нормы — нормы морали, религии, корпоративной, правовой» [3].

Д. А. Липинский считает, что «понятие «кары» с течением времени трансформировалось, в него стали вкладывать иное содержание.

Причем как Конституция РФ, так и международные нормативные правовые акты устанавливают ряд важных запретов, свойственных современному цивилизованному обществу и основанному на его культуре, традициях, менталитете.

В статье 21 Конституции РФ закрепляется, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [7].

В «Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» в ст. 3 указывается, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращение или наказанию»

Поэтому в настоящее время сущность понятия «кара» существенно изменилась и включает в себя наложение на правонарушителя установленных законом ограничений. Цель кары — побудить в правонарушителе неприятные эмоциональные реакции и переживания, ментально связанные с совершенным правонарушением.

Хотя в сознании современного общества само понятие «кара» по-прежнему понимается как синоним неоправданно жестокого и унизительного для правонарушителя возмездия за совершенный проступок, в то же время необходимо согласиться с необходимостью наказательного воздействия на граждан, нарушающих положения закона.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в своем современном понимании понятие «кара» представляет собой справедливую меру общественного правомерного воздействия на правонарушителя за нарушение установленных законом норм и правил.

Физические и моральные страдания правонарушителя в настоящее время не являются ни целью, ни содержанием наказания.

Далее необходимо рассмотреть следующий важный признак административного наказания. В основании административного наказания располагается понятие административного правонарушения. Сущность этого понятия сформулирована в статье 2.1 КоАП:

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [1].

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция Д. А. Липинского, которая состоит в том, что «исходя из приведенного определения, а также из положений, которые выработаны теорией государства и права, а также наукой административного права можно сформулировать следующие признаки административного правонарушения:

— это деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица;

— данное деяние является административно-противоправным;

— данное деяние является общественно опасным, то есть оно либо причиняет вред общественным отношениям, либо ставит общественные отношения под угрозу причинения вреда;

— субъектами данного деяния могут быть как физические, так и юридические лица;

— за данное деяние предусмотрена административная ответственность;

— деяние, которое совершено субъектом должно быть виновным, то есть наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения» [6].

С точки зрения понимания сущности административного правонарушения важно установить, содержит ли оно в своем составе признак общественной опасности. Существует точка зрения, что признак общественной опасности деяния характеризует только преступления, а не правонарушения.

В то же время можно с полной уверенностью утверждать, что в административных правонарушениях присутствует такой признак, как общественная опасность деяния. Отличие административного правонарушения от уголовного преступления заключается в характере и степени общественной опасности.

Это заключение можно утверждать на основании содержания административного законодательства.

В статье 2.9 КоАП РФ указывается:

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием» [1].

Источник: https://moluch.ru/archive/336/75167/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.